ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ: ТЕКСТЫ. НОРМЫ. ПРАВИЛА
01 март, раздел: Копилка / Обучение, просмотров 48 160
Чтение - один из самых главных навыков школьника! Этот навык нужен при узучение абсолютно ВСЕХ диспиплин!!
Как понять, хорошо читает ребенок или нет? Один из известных способов - проверить технику чтения.
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
- осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
- скорость чтения
- способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
- выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
- правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).
ПРАВИЛА.
📌 Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.
📌 Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов (смотрите тексты ниже)
📌 Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать.
📌 Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.
Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.
НОРМЫ.
Техника чтения в 1 классе
1 полугодие — 25-30 слов в минуту.
2 полугодие — 30-40 слов в минуту.
Техника чтения во 2 классе
1 полугодие — 40-50 слов в минуту.
2 полугодие — 50-60 слов в минуту.
Техника чтения в 3 классе
1 полугодие — 60-70 слов в минуту.
2 полугодие — 70-80 слов в минуту.
Техника чтения в 4 классе
1 полугодие - 80-90 слов в минуту.
2 полугодие — 100-120 слов в минуту.
Техника чтения в 5 классе - 110-120 слов в минуту
Наблюдение за техникой чтения рекомендуется проводить и в 5 классе. Однако такая проверка уже не носит характер контроля, так как преследует совершенно иные цели обучения. В 5 классе при проверке техники чтения акцент необходимо делать не на скорость чтения, а на продуктивность (техника и осмысленность).
Техника чтения в 6-8 классе - 120-160 слов в минуту
📖 ТЕКСТЫ.
1 КЛАСС
Лесная кормушка
На лесной поляне устроена кормушка. Каждый вечер сюда приходят олени. Спокойно едят они сено. Доверчиво относятся к людям эти красивые, смелые животные. (22 слова.)
(По И. Соколову-Микитову.)
1. Что устроено на лесной поляне?
2. Кто сюда приходит каждый вечер?
3. Что едят на поляне олени?
4. Как относятся олени к людям?
5. Почему олени доверчиво относятся к людям?
Соловей
Соловей начинает петь с вечера и поет всю ночь. И невольно заслушиваешься им в задумчивой тишине. Нет в мире голоса пре-красней, чем голос этой нашей маленькой птички. (27 слов.)
(По В. Бианки.)
1. Почему рассказ назван «Соловей»?
2. Когда начинает петь соловей?
3. Как вы понимаете выражение «невольно заслушаешься»?
Чиж
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя при¬шла к чижу.
- Пора тебе, чиж, петь.
- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. (31 слово.)
(Л. Толстой.)
1. Где жил чиж?
2. Что сказана птичке Варя?
3. Что ответил Чиж?
4 Почему он не хотел петь в неволе?
2 КЛАСС
Огурец и капуста
Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал на бережку раздеваться - раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками. (37 слов.)
(Р. Баумволь.)
1. Куда пошли огурец и капуста?
2. Почему так долго раздевалась капуста?
3. Что случилось с огурцом?
Зеленые бабочки
На стройных тополях понатужились и лопнули почки. Из каж¬дой почки, как бабочка из куколки, вылупился блестящий зеленый листик.
Веселые воробьи шумно расселись по веткам и стали склевы¬вать клейких зеленых бабочек. Угощаются: один глазок вверх - нет ли ястреба, другой вниз - не лезет ли кошка? (43 слова.)
(П. Сладкое.)
1. Как появились тополиные листочки?
2. Чем угощались воробьи?
3. Кого они опасались?
4. Почему о первых листочках говорится, что это клейкие зеле¬
ные бабочки?
Кит.
Кит - самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита изготовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами трудно и опасно. Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям. (47 слов.)
1. Какое животное самое большое на свете?
2. Где могут жить киты?
3. Легко ли охотиться на китов?
* *
Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Мед¬вежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медве¬жонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица до¬гнала его, надавала шлепков и искупала.
Довольные купанием медведи ушли в чащу леса. (50 слов.)
(По В. Бианки.)
1. Озаглавьте текст.
2. Кто вышел на берег реки из леса?
3. Как медведица купала первого медвежонка?
4. Почему побежал в лес другой медвежонок?
5. Что сделала с ним его мать?
3 КЛАСС
Мурзик не виноват
- Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! - заплакал Виталик.
- Нечего его жалеть, он ведь не пожалел рыбку,- сказала мама.
- Мамочка, он не виноват!
- Как же «не виноват»! А кто карася из аквариума съел?
- Это не он.
- А кто же?
-Это я...
- Ты съел? - удивилась мама.
- Нет, я не съел. Я его на свисток променял. (52 слова.)
(По Н. Носову.)
1. Как можно озаглавить разговор мамы и Виталика?
2. За что мама хотела наказать Мурзика?
3. Как оправдал Мурзика Виталик?
4. Почему мальчик решил во всем сознаться?
* * *
Воробей Чив пыжился, волочил свои крылышки, а хвост зади¬рал высоко вверх. И вдруг он увидел себя в снеговой лужице. Чив от неожиданности даже зажмурился: какой он взъерошенный и от сажи черный!
Скорей побежать искупаться!
В луже он приседал, окунался с головой, бил по воде крылыш¬ками и хвостом. Брызги летели вверх, и в них горела радуга. Из лужи Чив выскочил свеженький и чистенький.
А вода в лужице стала черная, как сажа. (70 слов.)
(По Н. Сладкову.)
1. Каким увидел Чив себя в лужице?
2. Почему он зажмурился?
3. Как купался Чив?
4. Каким стал воробей после купания?
5. Озаглавьте рассказ.
Беспризорная кошка
Наступила зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружье. Вот я зарядил ружье и пошел по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики.
Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раско-пана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда.
Я пришел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, ви¬жу: там в глубине два глаза светятся.
Что, думаю, за зверь такой завелся?
Я сорвал хворостинку - и в нору. А оттуда как зашипит! Я на¬зад попятился! Да это кошка! (90 слов.)
(Б. Житков.)
1. Как можно озаглавить этот отрывок?
2. Почему ты так думаешь?
3. Каких кошек называют беспризорными?
4-5 КЛАСС
Сапог великана
Отец Андерсена был простым сапожником. Великий сказочник гордился этим.
На одном празднике знатные господа посмеялись над сказоч-ником:
- Великий Андерсен, вы тоже умеете шить сапоги?
Сказочник стал грустным. Сын сапожника уже давно не брал в руки сапожные инструменты.
Три месяца Андерсен сидел дома. А потом пригласил детей на новогоднюю елку.
У входа гостей ожидало чудо. Большой блестящий сапог по-клонился и сказал: «Здравствуйте, дети!» Люди поняли, что писа¬тель три месяца шил сапог. Много лет сапог хранится в музее и ждет своего Великана. (92 слова.)
(По Г. Циферову.)
1. Почему сапог заговорил человеческим голосом? (Сам ска-зочник спрятался в сапоге.)
2. Зачем писатель Андерсен сшил этот сапог?
3. О чем напоминает людям этот сапог в музее?
Зачем воду пьют?
Ты скажешь: воду пьют потому, что хочется.
А почему хочется?
Потому, что без воды жить нельзя. Ведь мы свою воду все вре¬мя тратим. Дохни на холодное стекло. Оно запотело, покрылось капельками воды. Откуда взялась вода? Из твоего тела. Откуда пот на теле в жаркий день? Из тела.
В сутки человек теряет 12 стаканов воды. Значит, столько же ему надо выпить или съесть воды. А разве воду едят?
В мясе, в овощах, в хлебе много воды. Например, в мясе воды втрое больше, чем твердого материала.
Человек может долго прожить без еды. А вот без воды не мо¬жет прожить и нескольких дней. (101 слово.)
(По М. Ильину.)
1. Почему человек не может прожить без воды?
2. Как человек теряет воду?
3. Сколько воды надо выпить в сутки?
4. Как «едят» воду?
5. Какова главная мысль текста?
Строитель
На дворе возвышалась горка красной глины. Мальчики рыли в ней замысловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили
в сторонке другого мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.
- Эй, ты, что ты там делаешь? - окликнули его мальчики.
- Я строю дом.
- Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эй,
ты, строитель!
- Да его только двинь - и он развалится! - крикнул один маль¬чик и ударил домик ногой.
Одна стена обвалилась.
- Эх, ты! Кто же так строит? - кричали мальчики, разрушая
свежевымазанные стены.
Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смотрел на разрушение своего дома. Он ушел только тогда, когда рухнула последняя стена.
А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, старательно воздвигал второй этаж. (143 слова.)
(В. Осеева.)
1. Как вел себя мальчик, когда разрушили его дом?
2. Автор в начале и в конце рассказа употребляет слово «стара¬тельно» («старательно обмазывал», «старательно воздвигал»). Как
ты думаешь, почему?
уникальные шаблоны и модули для dle
Метки:
Похожие новости
КУДА СДАТЬ В КРАСНОДАРЕ НЕНУЖНЫЕ ВЕЩИ: ДЕТСКИЕ И ВЗРОСЛЫЕВСЕ КРУЖКИ И СЕКЦИИ ВО ДВОРЦЕ КУЛЬТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ КРАСНОДАР