вверх

   
» » » ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ОТЛИЧНИКОМ?

    ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ОТЛИЧНИКОМ?




    С началом учебного года у родителей и детей начинается марафон уроков, заданий и, конечно, оценок. 

    «Она у меня умница, на все пятерки учится!» — с гордостью докладывает одна мама второй. 

    «А у моей тройки сплошные, вот даже не знаю, репетиторов нанимать, что ли», — вздыхает другая. 

    Все одиннадцать лет учебы в школе, а потом еще и четыре, пять или шесть лет в вузе оценки играют едва ли не решающую роль в определении не только успеха ребенка, а потом и студента сейчас, но и его потенциала в будущем. Общее место «троечники успешнее во взрослой жизни» родителей чаще всего не устраивает, и по-прежнему «учиться на отлично» занимает позицию номер один в рейтинге пожеланий 1 сентября. 

    Но у пятерочного дневника есть как плюсы, так и минусы, и стоит рассмотреть их более подробно и объективно. 

    Замечательная с точки зрения описания работы учителя книга «Васек Трубачев и его товарищи» может быть разобрана на цитаты для самых разных статей на тему «образование», но одна мне запала в душу еще со школьных времен: 

    "Тетрадь отметок Костя держал у себя. Однажды, просматривая ее, он покачал головой и почти с огорчением сказал: 
    — Что это у вас все «отлично» да «отлично»? 
    — А разве это плохо? — засмеялась Лида Зорина. 
    — Пожалуй, что и плохо. По таким отметкам я никак не могу определить, где ваше слабое место. Неужели уж так хорошо все знаете?" 

    Сплошные «отлично», конечно, радуют, глаз, но… Правда ли ребенок прекрасно знает все эти предметы? И еще более важный вопрос — все ли ему одинаково интересно? Может быть, он горит желанием подольше почитать учебник биологии и узнать, что же там такого происходит в растениях и почему они зеленые, но добросовестность не позволяет, и приходит черед истории, которая вызубривается потому, что так надо, а не потому, что это интересно. Иногда смесь троек, четверок и пятерок помогает понять не только интересы ребенка, но и нащупать его слабое место, которое он и сам был бы рад подтянуть. 

    «Оценки — не главное в жизни». Чтобы в полной мере понять эту фразу, мне надо было начать преподавать самой. И только когда я посмотрела с другой стороны учительского и преподавательского стола в глаза студентов и школьников, я в полной мере поняла, что да, не главное, но это понимание приходит иногда слишком поздно. 

    Вспомните, когда вы учились, наверняка у вас в классе (или в институтской группе) была девочка (реже — мальчик), про которую говорили, что она с 1 класса нацелена на золотую медаль или красный диплом. Но однажды происходило из ряда вон выходящее событие — отличница получала четверку за контрольную (совсем редко — тройку), садилась на свое место (выходила из аудитории) и начинала рыдать. И что интересно — далеко не всегда в школе одноклассники посочувствуют этой девочке. Чаще, пожалуй, отнесутся с раздражением — мы, мол, и тройке рады, а она из-за четверки рыдает. 

    Вопрос выстраивания отношений с одноклассниками для отличника не всегда простой и ясный. То просят дать списать, то обзывают ботаником — не всегда понятно, как реагировать, и мучают сомнения — со мной дружат ради конспектов или потому, что дружат со мной? Конечно, бывает по-разному, но как важна дружба со школьной или институтской скамьи, которая радует и поддерживает потом всю жизнь! 

    Когда моя лучшая подруга оканчивала институт, на защите диплома она получила тройку. Я до сих пор убеждена, что оценка была занижена, но тогда нас (я была в «группе поддержки») просто накрыла какая-то тяжелая волна ужаса от несправедливости происходящего. Подруга билась в истерике, долго приходила в себя. Сказалась ли эта оценка на ее дальнейшей карьере? Нет. Ответственная, профессиональная, грамотная, она прекрасно работает, востребована и о той тройке вспоминает с грустной улыбкой. Даже не столько о тройке, сколько о своей реакции на нее. Но сколько было потрачено нервов, слез, сколько выпито валерьянки и выброшено носовых платков! 

    Нередко фокус на оценках приводит к пренебрежению здоровьем. Надо непременно все на «отлично», значит, будем жертвовать сном, прогулками, но вызубрим, выучим, от зубов будет отлетать в три часа утра. А за окном первый снег, и так хочется пойти и слепить снеговика, а не сидеть над алгеброй! Может, стоит иногда пожертвовать пятеркой ради того, чтобы испытать полноту жизни? Будет на следующий день тройка? Обсудим с ребенком, плохо это или хорошо, стоит ли ради оценки пропускать первый снег. Кстати, иногда это способ исцелиться от болезненного самолюбия. Всегда и во всем первым быть не удается никому, и лучше понять эту простую истину в школе, а не на работе, когда кажется: «Я все делаю отлично, почему меня никто не любит и не хвалит?». 

    Не стоит забывать о том, что учителя и преподаватели — тоже люди. У них могут быть свои симпатии и антипатии, и иногда оценка завышается и занижается не вполне обоснованно. Стоит ли из-за этого убиваться? Конечно, нет, а вот поговорить с ребенком или уже даже со студентом, обсудить, спроецировать на себя и дальнейшую жизнь — как раз можно! 

    В нашей культуре школу нередко воспринимают как некую «подготовку к жизни». «Что из тебя получится, если на одни тройки учишься?» — восклицают гневно то родители, то учителя. Но ребенок — он уже получился, ему уже сейчас интересно что-то, и он живет уже сейчас. И именно сейчас он вновь учится ценить каждый день — то, что умел в далеком детстве и что отчасти забыл с момента начала уроков, домашних заданий и градации жизни «отлично – хорошо – плохо». 

    Но что мы все только о минусах — ведь есть и безусловные плюсы. Отличники умеют более грамотно организовывать свое время, не откладывают на потом (впрочем, не факт – по себе могу сказать, что после школы я «тормозила», а в ночь садилась за уроки). Отличник хорошо понимает слово «надо», умеет заниматься неинтересными и порой нудными делами (а ведь чем старше мы становимся, тем чаще приходится делать не то, что хотим, а то, что надо). 

    Вообще такие качества, как собранность и ответственность, ценятся очень высоко, и обычно кто, как не отличник, может быть собранным и ответственным. Другое дело, что нередко этим пользуются учителя и преподаватели: для докладов на открытых уроках, для участия в днях открытых дверей или олимпиадах привлекают и без того загруженных отличников. 

    Отличник раньше сверстников постигает мудрость «глаза боятся, а руки делают». Ведь сколько бы ни было задано, он садится и методично (а иногда — рывками) перелопачивает гору работы. 

    Грустно, когда отличниками дети становятся из-под палки, по указке родителей. Почему четыре, а не пять? Гулять не пойдешь, пока не вызубришь, а завтра попросишь учительницу, чтобы тебя спросила. А ведь куда как лучше пойти пройтись, а на свежую голову все и выучится лучше. 

    Если у ребенка получается быть отличником, замечательно. Только не в ущерб здоровью. А если нет — все равно хорошо бы радоваться каждый день. А оценки — это правда не самое главное. Честное слово. 

    Александра Матрусова

    Метки: 

    Похожие новости
  • 5 ИСПОВЕДЕЙ УЧИТЕЛЕЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ
  • ВЫВОДЫ МАМЫ ТРЕХ ДЕТЕЙ
  • НЕ ЖИВИТЕ РАДИ ДЕТЕЙ
  • ТРЮК, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ УСПОКОИТЬ РЕБЕНКА
  • ЗАХАР ПРИЛЕПИН. ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ МНОГОДЕТНЫХ...
  • 5 ПРАВИЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРОТИВ ВЫГОРАНИЯ
  • 9 СОВЕТОВ КАК ВЫБРАТЬ СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ И НЕ НАВРЕДИТЬ РЕБЕНКУ?
  • ФОТОСЕССИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ. СОВЕТЫ ФОТОГРАФА ТАТЬЯНЫ НЕЧЕПУРЕНКО
  • ЗАПОВЕДИ МАРИИ МОНТЕССОРИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • 55 ФРАЗ, КОТОРЫЕ УЛУЧШАЮТ ОБЩЕНИЕ С РЕБЁНКОМ
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.

ДОБАВИТЬ ИНТЕРЕСНУЮ СТАТЬЮ
Поиск по меткам

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
Навигация
АФИША ЯРМАРКА РАЗВИТИЯ  НОВОСТИ КУДА ПОЙТИ КУДА ПОЕХАТЬ БЕСПЛАТНОЕ РАЗВИТИЕ ЦЕНТРЫ, КЛУБЫ, СТУДИИ СПОРТ ТОВАРЫ И УСЛУГИ КОНСУЛЬТАНТЫ СПРАВОЧНИК ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ФОТОГРАФЫ КОПИЛКА МАСТЕРСКАЯ И ИГРОВАЯ ЧТО ПОЧИТАТЬ ФОРУМ БЛОГИ
Новостная лента

ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ОТЛИЧНИКОМ?




С началом учебного года у родителей и детей начинается марафон уроков, заданий и, конечно, оценок. 

«Она у меня умница, на все пятерки учится!» — с гордостью докладывает одна мама второй. 

«А у моей тройки сплошные, вот даже не знаю, репетиторов нанимать, что ли», — вздыхает другая. 

Все одиннадцать лет учебы в школе, а потом еще и четыре, пять или шесть лет в вузе оценки играют едва ли не решающую роль в определении не только успеха ребенка, а потом и студента сейчас, но и его потенциала в будущем. Общее место «троечники успешнее во взрослой жизни» родителей чаще всего не устраивает, и по-прежнему «учиться на отлично» занимает позицию номер один в рейтинге пожеланий 1 сентября. 

Но у пятерочного дневника есть как плюсы, так и минусы, и стоит рассмотреть их более подробно и объективно. 

Замечательная с точки зрения описания работы учителя книга «Васек Трубачев и его товарищи» может быть разобрана на цитаты для самых разных статей на тему «образование», но одна мне запала в душу еще со школьных времен: 

"Тетрадь отметок Костя держал у себя. Однажды, просматривая ее, он покачал головой и почти с огорчением сказал: 
— Что это у вас все «отлично» да «отлично»? 
— А разве это плохо? — засмеялась Лида Зорина. 
— Пожалуй, что и плохо. По таким отметкам я никак не могу определить, где ваше слабое место. Неужели уж так хорошо все знаете?" 

Сплошные «отлично», конечно, радуют, глаз, но… Правда ли ребенок прекрасно знает все эти предметы? И еще более важный вопрос — все ли ему одинаково интересно? Может быть, он горит желанием подольше почитать учебник биологии и узнать, что же там такого происходит в растениях и почему они зеленые, но добросовестность не позволяет, и приходит черед истории, которая вызубривается потому, что так надо, а не потому, что это интересно. Иногда смесь троек, четверок и пятерок помогает понять не только интересы ребенка, но и нащупать его слабое место, которое он и сам был бы рад подтянуть. 

«Оценки — не главное в жизни». Чтобы в полной мере понять эту фразу, мне надо было начать преподавать самой. И только когда я посмотрела с другой стороны учительского и преподавательского стола в глаза студентов и школьников, я в полной мере поняла, что да, не главное, но это понимание приходит иногда слишком поздно. 

Вспомните, когда вы учились, наверняка у вас в классе (или в институтской группе) была девочка (реже — мальчик), про которую говорили, что она с 1 класса нацелена на золотую медаль или красный диплом. Но однажды происходило из ряда вон выходящее событие — отличница получала четверку за контрольную (совсем редко — тройку), садилась на свое место (выходила из аудитории) и начинала рыдать. И что интересно — далеко не всегда в школе одноклассники посочувствуют этой девочке. Чаще, пожалуй, отнесутся с раздражением — мы, мол, и тройке рады, а она из-за четверки рыдает. 

Вопрос выстраивания отношений с одноклассниками для отличника не всегда простой и ясный. То просят дать списать, то обзывают ботаником — не всегда понятно, как реагировать, и мучают сомнения — со мной дружат ради конспектов или потому, что дружат со мной? Конечно, бывает по-разному, но как важна дружба со школьной или институтской скамьи, которая радует и поддерживает потом всю жизнь! 

Когда моя лучшая подруга оканчивала институт, на защите диплома она получила тройку. Я до сих пор убеждена, что оценка была занижена, но тогда нас (я была в «группе поддержки») просто накрыла какая-то тяжелая волна ужаса от несправедливости происходящего. Подруга билась в истерике, долго приходила в себя. Сказалась ли эта оценка на ее дальнейшей карьере? Нет. Ответственная, профессиональная, грамотная, она прекрасно работает, востребована и о той тройке вспоминает с грустной улыбкой. Даже не столько о тройке, сколько о своей реакции на нее. Но сколько было потрачено нервов, слез, сколько выпито валерьянки и выброшено носовых платков! 

Нередко фокус на оценках приводит к пренебрежению здоровьем. Надо непременно все на «отлично», значит, будем жертвовать сном, прогулками, но вызубрим, выучим, от зубов будет отлетать в три часа утра. А за окном первый снег, и так хочется пойти и слепить снеговика, а не сидеть над алгеброй! Может, стоит иногда пожертвовать пятеркой ради того, чтобы испытать полноту жизни? Будет на следующий день тройка? Обсудим с ребенком, плохо это или хорошо, стоит ли ради оценки пропускать первый снег. Кстати, иногда это способ исцелиться от болезненного самолюбия. Всегда и во всем первым быть не удается никому, и лучше понять эту простую истину в школе, а не на работе, когда кажется: «Я все делаю отлично, почему меня никто не любит и не хвалит?». 

Не стоит забывать о том, что учителя и преподаватели — тоже люди. У них могут быть свои симпатии и антипатии, и иногда оценка завышается и занижается не вполне обоснованно. Стоит ли из-за этого убиваться? Конечно, нет, а вот поговорить с ребенком или уже даже со студентом, обсудить, спроецировать на себя и дальнейшую жизнь — как раз можно! 

В нашей культуре школу нередко воспринимают как некую «подготовку к жизни». «Что из тебя получится, если на одни тройки учишься?» — восклицают гневно то родители, то учителя. Но ребенок — он уже получился, ему уже сейчас интересно что-то, и он живет уже сейчас. И именно сейчас он вновь учится ценить каждый день — то, что умел в далеком детстве и что отчасти забыл с момента начала уроков, домашних заданий и градации жизни «отлично – хорошо – плохо». 

Но что мы все только о минусах — ведь есть и безусловные плюсы. Отличники умеют более грамотно организовывать свое время, не откладывают на потом (впрочем, не факт – по себе могу сказать, что после школы я «тормозила», а в ночь садилась за уроки). Отличник хорошо понимает слово «надо», умеет заниматься неинтересными и порой нудными делами (а ведь чем старше мы становимся, тем чаще приходится делать не то, что хотим, а то, что надо). 

Вообще такие качества, как собранность и ответственность, ценятся очень высоко, и обычно кто, как не отличник, может быть собранным и ответственным. Другое дело, что нередко этим пользуются учителя и преподаватели: для докладов на открытых уроках, для участия в днях открытых дверей или олимпиадах привлекают и без того загруженных отличников. 

Отличник раньше сверстников постигает мудрость «глаза боятся, а руки делают». Ведь сколько бы ни было задано, он садится и методично (а иногда — рывками) перелопачивает гору работы. 

Грустно, когда отличниками дети становятся из-под палки, по указке родителей. Почему четыре, а не пять? Гулять не пойдешь, пока не вызубришь, а завтра попросишь учительницу, чтобы тебя спросила. А ведь куда как лучше пойти пройтись, а на свежую голову все и выучится лучше. 

Если у ребенка получается быть отличником, замечательно. Только не в ущерб здоровью. А если нет — все равно хорошо бы радоваться каждый день. А оценки — это правда не самое главное. Честное слово. 

Александра Матрусова

Метки: 

Похожие новости
  • 5 ИСПОВЕДЕЙ УЧИТЕЛЕЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ
  • ВЫВОДЫ МАМЫ ТРЕХ ДЕТЕЙ
  • НЕ ЖИВИТЕ РАДИ ДЕТЕЙ
  • ТРЮК, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ УСПОКОИТЬ РЕБЕНКА
  • ЗАХАР ПРИЛЕПИН. ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ МНОГОДЕТНЫХ...
  • 5 ПРАВИЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРОТИВ ВЫГОРАНИЯ
  • 9 СОВЕТОВ КАК ВЫБРАТЬ СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ И НЕ НАВРЕДИТЬ РЕБЕНКУ?
  • ФОТОСЕССИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ. СОВЕТЫ ФОТОГРАФА ТАТЬЯНЫ НЕЧЕПУРЕНКО
  • ЗАПОВЕДИ МАРИИ МОНТЕССОРИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • 55 ФРАЗ, КОТОРЫЕ УЛУЧШАЮТ ОБЩЕНИЕ С РЕБЁНКОМ
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.

    дети в краснодаре

    Все самое интересное для детей и родителей в Краснодаре Кто сказал, что в нашем городе с детьми нечем заняться? Что наш город провинциален, и возможности не те, что в столицах…


    Попробуем вместе доказать, что в Краснодаре есть много интересного для нас и наших детей. Есть где развиваться, обучатся, заниматься спортом. Найдем, чем занять дома всю семью. Обменяемся мнениями о житье-бытье, поделимся полезной информацией, поучаствуем в опросах и конкурсах, почитаем, посмеемся и познакомимся!


    ПО ВОПРОСАМ РАЗМЕЩЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА ПОРТАЛЕ ДЕТИВКРАСНОДАРЕ.РФ, ВЫ МОЖЕТЕ СВЯЗАТЬ С НАМИ

    •Заполнив форму в любом разделе портала
    • Отправив личное сообщение администратору портала
    • Написав письмо на электронную почту: ASread@yandex.ru или catherine.klevo@mail.ru
    • Через социальные сети: vk.com/an_sidorenko или vk.com/lapinakaty
    • По телефонам: 8 918 449 09 17 или 8 918 44 109 74


    © 2015 Дети в Краснодаре.

    «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 

    Яндекс.Метрика